АКСЕЛЕРАЦИЯ
И ДЕТСКИЙ СПОРТ
Одной из характерных особенностей
современного спорта является дальнейшая интенсификация
тренировочного процесса и снижение возрастного ценза на всех этапах
подготовки юных спортсменов. Подобная тенденция привела к
тому, что в настоящее время во многих видах спорта проводится
5-12 тренировок в неделю, а на соревнованиях различного
масштаба (чемпионаты города, области, страны, Европы, мира, Олимпийские игры) по спортивной гимнастике, плаванию, фигурному
катанию и др. все чаще участвуют и
нередко становятся победителями дети, не достигшие совершеннолетия. Подобное явление не имеет однозначного объяснения.
В основе его, очевидно, лежат как постоянное совершенствование методики отбора, обучения и тренировки, так и феномен «эпохального сдвига», одним из проявлений которого является ускорение процессов роста и
развития, ускорение развития
двигательных качеств, аэробных и анаэробных путей энергетического обеспечения мышечной деятельности,
более ранние сроки
морфофункционального созревания современных детей и подростков.
Наблюдаемые за последние 120-150 лет в разных
странах ускорение
темпов роста, увеличение тотальных размеров тела от поколения к поколению, более ранние сроки наступления полового созревания получили название «акселерация».
Термин «акселерация» применительно к подобным
тенденциям в развитии детей школьного возраста был предложен лейпцигским врачом
Е. Koch (1935). В литературе также встречается
термин secular trend (вековая тенденция), по сравнению с термином акселерация
понятие более широкое, охватывающее весь комплекс морфофункниональных
изменений современного человека. Нередко термины акселерация и
эпохальный сдвиг используют как синонимы, хотя каждый из них имеет
самостоятельное значение. В связи с такими различными толкованиями терминов необходимо
уточнить понятие «эпохальный сдвиг» и
«акселерация».
Под «эпохальным
сдвигом» следует понимать увеличение тотальных
размеров тела, снижение возраста начала созревания, ускорение темпов
развития, уменьшение ростового периода, увеличение продолжительности детородного периода и общей продолжительности жизни, а также
длительности периода трудоспособности.
Термин «акселерация»
означает увеличение тотальных размеров тела, ускорение темпов
роста и развития у представителей одновозрастной популяции по
сравнению со сверстниками предыдущего поколения.
Увеличение длиннотных и
обхватных размеров в настоящее время отмечается уже в период
перинатального развития, и дети рождаются с более крупными размерами
тела.
Особенно заметно увеличение длины и массы
тела детей отмечается в некоторых европейских странах и США. За период с 1880
по 1950 гг. дети в среднем прибавели в росте 1,5 см, а в массе
тела 0,5 кг за каждое десятилетие. В. Г. Властовский
(1968), проанализировав многолетние наблюдения за физическим
развитием детей, делает вывод, что сегодня 8-летитний ребенок
соответствует по уровню физического развития 9-летнему, а 15-летпий
подросток — 17-летнему юноше, жившим и начале столетия. У девушек за этот же период возраст начала менструации сдвигается на более
ранние сроки, примерно на 4 мес. за
каждое десятилетие [Соловьева В. С.,
1969; Ямпольская IO. А.,
1971; Scharschmidt F. et al., 1984].
По поводу причин акселерации высказано много различных, зачастую противоречивых мнений и, несмотря на большое
количество работ по данному вопросу, в литературе отсутствует единая
точка зрения. Существующие теории акселерации подвергались глубокому и критическому анализу В. С. Соловьевой (1967)L В. В.
Бунаком (1968), Т. В. Корсаевской (1970), которые справедливо
указывают, что нельзя столь сложный феномен объяснять действиями только
одного какого-нибудь фактора. Ряд авторов высказывают мнение, что акселерация
обусловлена комплексом генетических и средовых факторов, причем доминирующее значение
имеют социально-экономические условия жизни [Гром-бах С.,М., 1967;
Сальникова Г. П., 1968; Корсаевская Т. В., 1970; Студеникин М. Я., 1982; Kapalin V.,
1962; Salzler A.,
1967]. Кроме акселерации, как общего явления, присущего определенной популяции,
в пределах одного поколения, по нашему мнению, целесообразно выделять вариант ускоренного
(индивидуальная акселерация), обычного и
замедленного (индивидуальная ретардация) развития. Индивидуальная акселерация и
ретардация могут быть гармоничными и
негармоничными. Вариант развития, при котором
индивидуум опережает сверстников на 1-2 года по всем морфо-функцнональным показателям и биологическому возрасту, определяется как гармоничная акселерация. Опережение сверстников по одному или нескольким морфо-функциональным показателям относится к негармоничной акселерации. Отставание индивидуума от сверстников на 1-2 года по всем морфо-функциональным показателям и биологическому
возрасту является проявлением гармоничной
ретардации. Отставание от сверстников
по отдельным морфофункциональным показателям типично для негармоничной
ретардации.
В. Г. Властовский, С. М.
Тромбах (1974) наряду с акселерацией по сравнению с предшествующими
поколениями (эпохальная, «вертикальная») выделяют также и акселерацию внутри одного
поколения (индивидуальная, «горизонтальная»).
Акселерация многими авторами рассматривается
как положительное
явление, объективно отражающее влияние социальных
и медико-биологических факторов на организм детей, так как наряду со сдвигами в физическом развитии и в
темпах полового созревания у них отмечается также улучшение двигательных возможностей, повышение спортивных
результатов. Несмотря на то что в литературе широко обсуждаются
различные проявления акселерации, однако сведений об отрицательных моментах, связанных с акселерацией, еще недостаточно. По данным социологических исследований, увеличивается разрыв между биологической и социальной
зрелостью индивидуумов [Кубат К., 1965; Grimm H.,
1966].
Эпохальный сдвиг и акселерация наложили
отпечаток и на современный спорт. Ускорение роста и развития детей и
подрост ков, а также увеличение размеров тела у детей и взрослых
людей наблюдается и у спортсменов. Современные футболисты, пловцы,
фехтовальщики, волейболисты имеют большую величину тотальных
размеров тела, чем представители этих видов спорта в
начале XX
века.
Акселерация проявилась не
только в увеличении соматометрических показателей, но и в существенных сдвигах уровня проявления двигательных качеств. По данным Н. Grimm (1966),немецкие школьники 15-18 лет
в прыжках в высоту, длину и толкании ядра в
1958 г. показывали значительно лучшие результаты, чем их сверстники в 1910 г.
В. Г. Властовский, С. М. Тромбах (1974)
указывают, что в 1966 г. 13-летние мальчики Москвы добивались таких же спортивных показателей, которые в
1927 г. были достигнуты 15-летними, а
развитие моторики у детей и подростков
в настоящее время опережает нормы 1923 г. на 1,5-3 года. Подобная тенденция проявляется и в некоторых видах спорта. Есть немало примеров (Кучинская Н., Корбут
О., Команечи Н., Водорезова Е., Гоулд
Ш., Фон Зальца К., Гоффман Я. и др.),
когда юные спортсмены в 13‑16 лет успешно выступали на чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх.
Существующая в настоящее время система
подготовки спортсменов регламентирует возраст специалиизрованных занятий
отдельными видами спорта, масштаб и число
соревнований в течение года. В
программах для ДЮСШ приводятся сроки начала занятий определенными видами спорта, в соответствии с
которыми с 7 лет разрешаются занятия фигурным катанием, плаванием,
теннисом, спортивной и художественной
гимнастикой; с 8 лет — акробатикой, прыжками в воду, слаломом; с 9 лет —
биатлоном, лыжным двоеборьем,
парусным спортом, прыжками на лыжах с трамплина, борьбой; с 10 лет — академической греблей, волейболом,
баскетболом, фехтованием, конькобежным спортом; с 11 лет — хоккеем, современным пятиборьем, легкой атлетикой; с
12 лет — боксом, велосипедным спортом;
с 13 лет — тяжелой атлетикой. Некоторые
тренеры по фигурному катанию, спортивной и художественной гимнастике, плаванию,
конькобежному спорту в нашей стране и за рубежом считают целесообразным
на основании собственного опыта начинать
тренировку на 2-3 года раньше указанных
выше сроков.
Юные пловцы, гимнасты,
акробаты, теннисисты, прыгуны в воду, горнолыжники, фигуристы к 16-17
годам имеют морфо-функциональный уровень, который, несмотря на
незакончившийся рост и развитие организма, позволяет показывать им
высокие спортивные результаты. В видах спорта, где требуется
проявление выносливости (лыжные гонки, некоторые виды легкой
атлетики, велоспорт), скоростно-силовых качеств (метание,
борьба; тяжелая
атлетика), высокие спортивные достижения имеют лица в 21-24 года и старше.
Начальная спортивная специализация и
углубленная тренировка в большинстве видов спорта у
современных юных спортсменов, как правило, приходится на возраст
13-15 лет, в которому большинства мальчиков и девочек
происходит половое созревание.
Результаты собственных наблюдений, а
также данные литературы показали, что юные спортсмены 12-16 лет одного
и того же паспортного возраста с различными темпами полового
созревания значительно отличаются уровнем морфо-функциональных
показателей, причем характер физического развития, уровень проявления
двигательных качеств (быстрота, выносливость, сила),
особенности адаптивных реакций кровообращения и внешнего дыхания у
них в большей степени связаны с индивидуальными особенностями роста и
развития, чем с паспортным возрастом. Однако существующие
возрастные границы и этапы подготовки юных спортсменов
(предварительная подготовка, начальная спортивная специализация,
углубленная тренировка в избранном виде спорта, спортивное совершенствование)
основаны пока на учете только паспортного возраста и не учитывают
индивидуальных особенностей роста и развития.
Как показали результаты обследования свыше 5
тыс. учащихся общеобразовательных школ, ДЮСШ, специализированных школ, в 7,32% обследуемые
лица значительно (1,5‑2 года) опережали
сверстников по величине основных антропометрических признаков, показателей биологической зрелости, уровню проявления двигательных качеств. Этот
вариант развития является проявлением индивидуальной гармоничной акселерации.
В 10,7% случаев обследуемые лица опережали сверстников лишь по одному или двум антропометрическим
показателям, что характерно для так
называемой негармоничной акселерации. У
лиц, отнесённых к варианту негармоничной акселерации, двигательные качества (сила, быстрота, выносливость), как
правило, были на уровне средних или
даже ниже средних показателей для
своей возрастной группы. В отдельных случаях (3,87%) об следуемые лица отставали от сверстников по всем
изученным морфофункциональным
показателям, а в 9,78% отставание наблюдалось
в развитии отдельных показателей физического раз вития, либо в уровне проявления одного из двигательных качеств (сила, скорость, выносливость).
Анализ вегетативных функций и адаптивных
реакций у юных спортсменов 12-16 лет позволил установить, что у
гармонично акселериронанных подростков в состоянии относительного
покоя ряд параметров кровообращения, внешнего дыхания (ЧСС,
частота дыхательных движений, минутный объем дыхания, скорость
кровотока, ударный объем сердца, ЭКГ, ПКГ) соответствуют аналогичным
показателям взрослых. У подростков, акселерированных
негармонично, чаще, чем у сверстников, наблюдалось повышение АД, выраженная синусовая аритмия, меньшая глубина дыхания. У гармонично ретардированных
подростков отмечены особенности
функционирования кардиореспираторной системы,
свойственные младшим возрастным группам в сравнении с их паспортным возрастом [Sundberg S. et al.,
1982]
Адаптивные реакции кардиореспираторной
системы у юных спортсменов
с различными вариантами индивидуального развития имеют ряд
специфических особенностей. При выполнении так называемых
стандартных нагрузок у негармонично акселерированных подростков
отмечено более выраженное учащение ЧСС и дыхательных движений,
большее снижение уровня оксигенации, большее число адаптивных реакций
АД, а также затяжной восстаноиительный период [Rdwland T. W., 1987].
При выполнении физических упражнений,
требующих максимальных усилий, негармонично акселерированные дети нередко показывали
высокие результаты, которые, однако, сочетались у них с
большими сдвигами в частоте сердечных сокращений, дыхательных движений,
оксигенации. Восстановление рассматриваемых показателей
кардиореспираторной системы было более продолжительным, что
свидетельствует о менее совершенной адаптации организма к
физическим нагрузкам [Scharschmidt F. et al., 1984].
Адаптация к недостатку кислорода, судя по
результатам выполнения гипоксемических проб, также зависит от
индивидуальных особенностей роста и развития юных спортсменов.
У негармонично акселерированных
индивидуумов гипоксемия развивается более стремительно, предельный
уровень снижения оксигенации крови ниже, а ликвидация
гипоксемических сдвигов происходит с большими компенсаторными
сдвигами функции внешнего дыхания.
Таким образом, у негармонично
акселерированных детей преобладают черты функциональной лабильности
гомеостатического фона и гомеостатической регуляции адаптивных реакций
кардиореспираторной системы. Поэтому ранняя специализированная тренировка
с использованием значительных по объему и интенсивности физических нагрузок без
учета индивидуальных особенностей организма может принести к
предпатологии, а нередко и патологическим нарушениям (перетренировки,
перенапряжения, нарушения сердечного ритма и т. д.). Очевидно, что
при обследовании юных спортсменов необходимо учитывать изложенные
выше проявления индивидуальной акселерации прежде, чем дать заключение о
состоянии здоровья, особенностях физического развития и функциональных
возможностей исследованных лиц. Врачу следует не забывать, что не
всегда индивидуумы с высокими соматометрическими показателями
опережают сверстников в темпах роста и развития, а индивидуумы с
низкими показателями отстают. Поэтому в программу спортивно-медицинских
исследований спортсменов целесообразно включить оценку биологического
возраста.
В современном спорте эмпирически сложилось
два направления, в подготовке юных спортсменов. Одно из них
преследует цель достижения высоких спортивных результатов в раннем
возрасте, второе — достижение высоких спортивных результатов в период
морфофункциональной зрелости спортсмена. Тренеры — представители
первого направления используют методику форсированной подготовки юных
спортсменов, акцентируя направленность тренировочного процесса на
преимущественное совершенствование «ведущей системы» или качеств.
Очевидно, эта тенденция возникла вследствие того, что в каждой
популяции имеются дети, опережающие сверстников в темпах роста и
развития организма и в связи с этим способные переносить значительные по
объему и интенсивности тренировочные нагрузки » показывать высокие спортивные
результаты. Второй подход к системе подготовки спортсменов высокого класса
базируется на представлениях о том, что достижение высших результатов
требует напряжения всех физических и психических сил и не может быть
запланировано ранее достижения морфофункциональной зрелости.
С позиций спортивной медицины более оправдана такая система спортивной
тренировки, при которой в основу планирования характера, объема
и интенсивности физических на грузок положен учет морфофункциональной
зрелости систем жизнеобеспечения. Хотя при подобном подходе
к системе подготовки спортсменов высокого класса больше времени
затрачивается на предварительный и начальный этапы спортивной
специализации и высокие результаты планируются в более старшем возрасте,
но при этом обеспечивается основной принцип системы физического
воспитания, согласно которому физическая культура и спорт
прежде всего должны использоваться для правильного физического
развития, укрепления здоровья и повышении функциональных возможностей
детей и подростков.
Индивидуальные особенности роста и развитии
юных спортсменов, учитывая влияние акселерации на современный
спорт, необходимо
принимать во внимание и при отборе.
Отбор детей, способных без вреда для здоровья
в течение 6-10 лет переносить значительные психоэмоциональные и
физические нагрузки и в 15-19 лет показывать спортивные
результаты международного класса, является важным элементом современной
системы воспитания резерва спорта высших достижений. Известно,
что эта система предусматривает выделение основных этапов
и направленности тренировочного процесса, выбор средств и методов
технической, функциональной и психологической подготовки в
зависимости от возраста, пола и индивидуальных морфофункциональных
особенностей детей и подростков. Поэтому врачебные
рекомендации при отборе детей для воспитания резерва спорта должны иметь описание задач
и содержания каждого этапа многолетнего
тренировочного процесса. В соответствии с этапами тренировочного процесса
выделяют этапы спортивного отбора:
1)
первичный этап;
2)
этап перспективного отбора;
3)
этап предолимпийского отбора;
4)
этап олимпийского отбора.
В спортивной медицине существуют представления о том, что успехи детей в спорте зависят от комплекса психофизиолотических и моторных качеств, а также от морфологических особенностей и функциональных возможностей вегетативных систем индивидуума. Причем значимость отдельных элементов этого комплекса неравноценна для разных видов спорта. Хотя при отборе предъявляются специфичные для конкретного вида спорта требования, определяющие валидность отдельных психофизиологических и морфофункциональных показателей, все это не исключает значения общих критериев, обеспечивающих правильный выбор спортивной специализации и оценку перспективности спортивных достижений детей и подростков. Такими критериями, являются индикаторы биологического возраста, так как они отражают зрелость отдельных систем и всего организма в целом. Особое значение приобретает определение биологического возраста юных спортсменов в связи с