Вітаю Вас Гість!
Середа, 12.12.2018, 10:32
Головна | Реєстрація | Вхід | RSS

Меню сайту

on LIVE

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Пошук

Календар

«  Грудень 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзі сайту




Свята

            Спортивные праздники

Translator

Акселерация и детский спорт

АКСЕЛЕРАЦИЯ И ДЕТСКИЙ СПОРТ

Одной из характерных особенностей современного спорта является дальнейшая интенсификация тренировочного процесса и снижение возрастного ценза на всех этапах подготовки юных спортсменов. Подобная тенденция привела к тому, что в настоящее время во многих видах спорта проводится 5-12 тренировок в неделю, а на соревнованиях различного масштаба (чемпионаты города, области, страны, Европы, мира, Олимпийские игры) по спортивной гимнастике, плаванию, фигурному катанию и др. все чаще участвуют и нередко становятся победителями дети, не достигшие совершеннолетия. Подобное явление не имеет однозначного объяснения.
В основе его, очевидно, лежат как постоян
ное совершенствование методики отбора, обучения и тренировки, так и феномен «эпохального сдвига», одним из проявлений которого является ускорение процессов роста и развития, ускорение развития двигательных качеств, аэробных и анаэробных путей энергетического обеспечения мышечной деятельности, более ранние сроки морфофункционального созревания современных де
тей и подростков.

Наблюдаемые за последние 120-150 лет в разных странах ускорение темпов роста, увеличение тотальных размеров тела от поколения к поколению, более ранние сроки наступления полового созревания получили название «акселерация».

Термин «акселерация» применительно к подобным тенденциям в развитии детей школьного возраста был предложен лейпцигским врачом Е. Koch (1935). В литературе также встречается термин secular trend (вековая тенденция), по сравнению с термином акселерация понятие более широкое, охватывающее весь комплекс морфофункниональных изменений современного человека. Нередко термины акселерация и эпохальный сдвиг используют как синонимы, хотя каждый из них имеет самостоятельное значение. В связи с такими различными толкованиями терминов необходимо уточнить понятие «эпохальный сдвиг» и «акселерация».

Под «эпохальным сдвигом» следует понимать увеличение тотальных размеров тела, снижение возраста начала созревания, ускорение темпов развития, уменьшение ростового периода, увеличение продолжительности детородного периода и общей продолжительности жизни, а также длительности периода трудоспособности.

Термин «акселерация» означает увеличение тотальных размеров тела, ускорение темпов роста и развития у представителей одновозрастной популяции по сравнению со сверстниками предыдущего поколения.

Увеличение длиннотных и обхватных размеров в настоящее время отмечается уже в период перинатального развития, и дети рождаются с более крупными размерами тела.

Особенно заметно увеличение длины и массы тела детей отмечается в некоторых европейских странах и США. За период с 1880 по 1950 гг. дети в среднем прибавели в росте 1,5 см, а в массе тела 0,5 кг за каждое десятилетие. В. Г. Властовский (1968), проанализировав многолетние наблюдения за физическим развитием детей, делает вывод, что сегодня 8-летитний ребенок соответствует по уровню физического развития 9-летнему, а 15-летпий подросток — 17-летнему юноше, жившим и начале столетия. У девушек за этот же период возраст начала менструации сдвигается на более ранние сроки, примерно на 4 мес. за каждое десятилетие [Соловьева В. С., 1969; Ямпольская IO. А., 1971; Scharschmidt F. et al., 1984].

По поводу причин акселерации высказано много различных, зачастую противоречивых мнений и, несмотря на большое количество работ по данному вопросу, в литературе отсутствует единая точка зрения. Существующие теории акселерации подвергались глубокому и критическому анализу В. С. Соловьевой (1967)L В. В. Бунаком (1968), Т. В. Корсаевской (1970), которые справедливо указывают, что нельзя столь сложный феномен объяснять действиями только одного какого-нибудь фактора. Ряд авторов высказывают мнение, что акселерация обусловлена комплексом генетических и средовых факторов, причем доминирующее значение имеют социально-экономические условия жизни [Гром-бах С.,М., 1967; Сальникова Г. П., 1968; Корсаевская Т. В., 1970; Студеникин М. Я., 1982; Kapalin V., 1962; Salzler A., 1967]. Кроме акселерации, как общего явления, присущего определенной популяции, в пределах одного поколения, по нашему мнению, целесообразно выделять вариант ускоренного (индивидуальная акселерация), обычного и замедленного (индивидуальная ретардация) развития. Индивидуальная акселерация и ретардация могут быть гармоничными и негармоничными. Вариант развития, при котором индивидуум опережает сверстников на 1-2 года по всем морфо-функцнональным показателям и биологическому возрасту, определяется как гармоничная акселерация. Опережение сверстников по одному или нескольким морфо-функциональным показателям относится к негармоничной акселерации. Отставание индивидуума от сверстников на 1-2 года по всем морфо-функциональным показателям и биологическому возрасту является проявлением гармоничной ретардации. Отставание от сверстников по отдельным морфофункциональным показателям типично для негармоничной ретардации.

В. Г. Властовский, С. М. Тромбах (1974) наряду с акселерацией по сравнению с предшествующими поколениями (эпохальная, «вертикальная») выделяют также и акселерацию внутри одного поколения (индивидуальная, «горизонтальная»).

Акселерация многими авторами рассматривается как положительное явление, объективно отражающее влияние социальных и медико-биологических факторов на организм детей, так как наряду со сдвигами в физическом развитии и в темпах полового созревания у них отмечается также улучшение двигательных возможностей, повышение спортивных результатов. Несмотря на то что в литературе широко обсуждаются различные проявления акселерации, однако сведений об отрицательных моментах, связанных с акселерацией, еще недостаточно. По данным социологических исследований, увеличивается разрыв между биологической и социальной зрелостью индивидуумов [Кубат К., 1965; Grimm H., 1966].

Эпохальный сдвиг и акселерация наложили отпечаток и на современный спорт. Ускорение роста и развития детей и подрост ков, а также увеличение размеров тела у детей и взрослых людей наблюдается и у спортсменов. Современные футболисты, пловцы, фехтовальщики, волейболисты имеют большую величину тотальных размеров тела, чем представители этих видов спорта в начале XX века.

Акселерация проявилась не только в увеличении соматометрических показателей, но и в существенных сдвигах уровня проявления двигательных качеств. По данным Н. Grimm (1966),немецкие школьники 15-18 лет в прыжках в высоту, длину и толкании ядра в 1958 г. показывали значительно лучшие результаты, чем их сверстники в 1910 г.
В. Г. Властовский, С. М. Тромбах
(1974) указывают, что в 1966 г. 13-летние мальчики Москвы добивались таких же спортивных показателей, которые в 1927 г. были достигнуты 15-летними, а развитие моторики у детей и подростков в настоящее время опережает нормы 1923 г. на 1,5-3 года. Подобная тенденция проявляется и в некоторых видах спорта. Есть немало примеров (Кучинская Н., Корбут О., Команечи Н., Водорезова Е., Гоулд Ш., Фон Зальца К., Гоффман Я. и др.), когда юные спортсмены в 13‑16 лет успешно выступали на чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх. Существующая в настоящее время система подготовки спортсменов регламентирует возраст специалиизрованных занятий отдельными видами спорта, масштаб и число соревнований в течение года. В программах для ДЮСШ приводятся сроки начала занятий определенными видами спорта, в соответствии с которыми с 7 лет разрешаются занятия фигурным катанием, плаванием, теннисом, спортивной и художественной гимнастикой; с 8 лет — акробатикой, прыжками в воду, слаломом; с 9 лет — биатлоном, лыжным двоеборьем, парусным спортом, прыжками на лыжах с трамплина, борьбой; с 10 лет — академической греблей, волейболом, баскетболом, фехтованием, конькобежным спортом; с 11 лет — хоккеем, современным пятиборьем, легкой атлетикой; с 12 лет — боксом, велосипедным спортом; с 13 лет — тяжелой атлетикой. Некоторые тренеры по фигурному катанию, спортивной и художественной гимнастике, плаванию, конькобежному спорту в нашей стране и за рубежом считают целесообразным на основании собственного опыта начинать тренировку на 2-3 года раньше
указанных выше сроков.

Юные пловцы, гимнасты, акробаты, теннисисты, прыгуны в воду, горнолыжники, фигуристы к 16-17 годам имеют морфо-функциональный уровень, который, несмотря на незакончившийся рост и развитие организма, позволяет показывать им высокие спортивные результаты. В видах спорта, где требуется проявление выносливости (лыжные гонки, некоторые виды легкой атлетики, велоспорт), скоростно-силовых качеств (метание, борьба; тяжелая атлетика), высокие спортивные достижения имеют лица в 21-24 года и старше.

Начальная спортивная специализация и углубленная тренировка в большинстве видов спорта у современных юных спортсменов, как правило, приходится на возраст 13-15 лет, в которому большинства мальчиков и девочек происходит половое созревание.

Результаты собственных наблюдений, а также данные литературы показали, что юные спортсмены 12-16 лет одного и того же паспортного возраста с различными темпами полового созревания значительно отличаются уровнем морфо-функциональных показателей, причем характер физического развития, уровень проявления двигательных качеств (быстрота, выносливость, сила), особенности адаптивных реакций кровообращения и внешнего дыхания у них в большей степени связаны с индивидуальными особенностями роста и развития, чем с паспортным возрастом. Однако существующие возрастные границы и этапы подготовки юных спортсменов (предварительная подготовка, начальная спортивная специализация, углубленная тренировка в избранном виде спорта, спортивное совершенствование) основаны пока на учете только паспортного возраста и не учитывают индивидуальных особенностей роста и развития.

Как показали результаты обследования свыше 5 тыс. учащихся общеобразовательных школ, ДЮСШ, специализированных школ, в 7,32% обследуемые лица значительно (1,5‑2 года) опережали сверстников по величине основных антропометрических признаков, показателей биологической зрелости, уровню проявления двигательных качеств. Этот вариант развития является проявлением индивидуальной гармоничной акселерации.
В 10,7% случаев обследуемые лица опережали сверстни
ков лишь по одному или двум антропометрическим показателям, что характерно для так называемой негармоничной акселерации. У лиц, отнесённых к варианту негармоничной акселерации, двигательные качества (сила, быстрота, выносливость), как правило, были на уровне средних или даже ниже средних показателей для своей возрастной группы. В отдельных случаях (3,87%) об следуемые лица отставали от сверстников по всем изученным морфофункциональным показателям, а в 9,78% отставание наблюдалось в развитии отдельных показателей физического раз вития, либо в уровне проявления одного из двигательных качеств
(сила, скорость, выносливость).

Анализ вегетативных функций и адаптивных реакций у юных спортсменов 12-16 лет позволил установить, что у гармонично акселериронанных подростков в состоянии относительного покоя ряд параметров кровообращения, внешнего дыхания (ЧСС, частота дыхательных движений, минутный объем дыхания, скорость кровотока, ударный объем сердца, ЭКГ, ПКГ) соответствуют аналогичным показателям взрослых. У подростков, акселерированных негармонично, чаще, чем у сверстников, наблюдалось повышение АД, выраженная синусовая аритмия, меньшая глубина дыхания. У гармонично ретардированных подростков отмечены особенности функционирования кардиореспираторной системы, свойственные младшим возрастным группам в сравнении с их паспортным возрастом [Sundberg S. et al., 1982]

Адаптивные реакции кардиореспираторной системы у юных спортсменов с различными вариантами индивидуального развития имеют ряд специфических особенностей. При выполнении так называемых стандартных нагрузок у негармонично акселерированных подростков отмечено более выраженное учащение ЧСС и дыхательных движений, большее снижение уровня оксигенации, большее число адаптивных реакций АД, а также затяжной восстаноиительный период [Rdwland T. W., 1987].

При выполнении физических упражнений, требующих максимальных усилий, негармонично акселерированные дети нередко показывали высокие результаты, которые, однако, сочетались у них с большими сдвигами в частоте сердечных сокращений, дыхательных движений, оксигенации. Восстановление рассматриваемых показателей кардиореспираторной системы было более продолжительным, что свидетельствует о менее совершенной адаптации организма к физическим нагрузкам [Scharschmidt F. et al., 1984].

Адаптация к недостатку кислорода, судя по результатам выполнения гипоксемических проб, также зависит от индивидуальных особенностей роста и развития юных спортсменов.

У негармонично акселерированных индивидуумов гипоксемия развивается более стремительно, предельный уровень снижения оксигенации крови ниже, а ликвидация гипоксемических сдвигов происходит с большими компенсаторными сдвигами функции внешнего дыхания.

Таким образом, у негармонично акселерированных детей преобладают черты функциональной лабильности гомеостатического фона и гомеостатической регуляции адаптивных реакций кардиореспираторной системы. Поэтому ранняя специализированная тренировка с использованием значительных по объему и интенсивности физических нагрузок без учета индивидуальных особенностей организма может принести к предпатологии, а нередко и патологическим нарушениям (перетренировки, перенапряжения, нарушения сердечного ритма и т. д.). Очевидно, что при обследовании юных спортсменов необходимо учитывать изложенные выше проявления индивидуальной акселерации прежде, чем дать заключение о состоянии здоровья, особенностях физического развития и функциональных возможностей исследованных лиц. Врачу следует не забывать, что не всегда индивидуумы с высокими соматометрическими показателями опережают сверстников в темпах роста и развития, а индивидуумы с низкими показателями отстают. Поэтому в программу спортивно-медицинских исследований спортсменов целесообразно включить оценку биологического возраста.

В современном спорте эмпирически сложилось два направления, в подготовке юных спортсменов. Одно из них преследует цель достижения высоких спортивных результатов в раннем возрасте, второе — достижение высоких спортивных результатов в период морфофункциональной зрелости спортсмена. Тренеры — представители первого направления используют методику форсированной подготовки юных спортсменов, акцентируя направленность тренировочного процесса на преимущественное совершенствование «ведущей системы» или качеств. Очевидно, эта тенденция возникла вследствие того, что в каждой популяции имеются дети, опережающие сверстников в темпах роста и развития организма и в связи с этим способные переносить значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки » показывать высокие спортивные результаты. Второй подход к системе подготовки спортсменов высокого класса базируется на представлениях о том, что достижение высших результатов требует напряжения всех физических и психических сил и не может быть запланировано ранее достижения морфофункциональной зрелости.
С позиций спортивной медицины более оправдана та
кая система спортивной тренировки, при которой в основу планирования характера, объема и интенсивности физических на грузок положен учет морфофункциональной зрелости систем жизнеобеспечения. Хотя при подобном подходе к системе подготовки спортсменов высокого класса больше времени затрачивается на предварительный и начальный этапы спортивной специализации и высокие результаты планируются в более старшем возрасте, но при этом обеспечивается основной принцип системы физического воспитания, согласно которому физическая культура и спорт прежде всего должны использоваться для правильного физического развития, укрепления здоровья и повышении функциональных возможностей детей и подростков.

Индивидуальные особенности роста и развитии юных спортсменов, учитывая влияние акселерации на современный спорт, необходимо принимать во внимание и при отборе.

Отбор детей, способных без вреда для здоровья в течение 6-10 лет переносить значительные психоэмоциональные и физические нагрузки и в 15-19 лет показывать спортивные результаты международного класса, является важным элементом современной системы воспитания резерва спорта высших достижений. Известно, что эта система предусматривает выделение основных этапов и направленности тренировочного процесса, выбор средств и методов технической, функциональной и психологической подготовки в зависимости от возраста, пола и индивидуальных морфофункциональных особенностей детей и подростков. Поэтому врачебные рекомендации при отборе детей для воспитания резерва спорта должны иметь описание задач и содержания каждого этапа многолетнего тренировочного процесса. В соответствии с этапами тренировочного процесса выделяют этапы спортивного отбора:

1)    первичный этап;

2)    этап перспективного отбора;

3)    этап предолимпийского отбора;

4)    этап олимпийского отбора.

Читать далее ...